Top.Mail.Ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ — Mentor
Профессиональные дефициты начинающих учителей

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ

Авторы: А.К. Белолуцкая, В.А. Мкртчян, Т.В. Щербакова.

Актуальность исследования профессиональных дефицитов начинающих педагогов Москвы обусловлена отсутствием универсального и эффективного мониторинга профессиональных затруднений начинающих педагогов в мегаполисе.

В связи с этим данная статья направлена на:

1) анализ имеющихся исследовательских подходов периода профессиональной адаптации педагога;

2) разработку комплексной, компаративной методики исследования профессиональных дефицитов;

3) выявление представлений о профессиональных дефицитах учителей с опытом работы не более трех лет двух групп респондентов — педагогов-наставников и молодых специалистов;

4) выявление скрытых — нерефлексируемых дефицитов молодых педагогов.

Ведущими методами исследования являются метод онлайн-анкетирования, который позволил выявить наиболее частотные представления о дефицитах, и метод фокус-групп, который позволил провести глубинное интервью по дискуссионным вопросам, выявленным при проведении анкетирования. Выборка исследования включала 286 педагогов московских школ: 210 молодых педагогов (средний возраст: 23 года) и 76 педагогов наставников (средний возраст: 42 года).

В статье выявлены такие дефицитарные умения молодых педагогов, как: организация групповой работы обучающихся (в том числе дискуссии) на занятиях, формирование функциональной грамотности учеников, выстраивание образовательного процесса с опорой на изменчивые интересы детей и потребности ситуации на занятиях, разрешение конфликтных ситуаций. Выявлены дефициты в отношении понимания взаимосвязи между умением организовать взаимодействие обучающихся друг с другом и поддержанием дисциплины и интереса к предмету; сути и принципов ведущих образовательных технологий; самостоятельной разработки рабочих программ по преподаваемым дисциплинам.

Представленные в статье материалы позволяют расширить представления о профессиональных дефицитах. Разработанная авторами методика исследования способствует более гибкому и взвешенному подходу к определению профессиональных дефицитов молодых педагогов, ее возможно применять в образовательных организациях для выявления противоречий представлений о профессиональных дефицитах разных кластеров педагогического коллектива, а также обучающихся и родительской общественности.

Для цитирования: Белолуцкая, А. К. Профессиональные дефициты начинающих учителей московских школ / А. К. Белолуцкая, В. А. Мкртчян, Т. В. Щербакова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – № 1(59). – С. 55-77. – DOI 10.25688/2076-9121.2022.16.1.03. – EDN THSZHJ.

Скачать файл
pdf, 857.4Кб